Существуют разные мнения по поводу кодирования от алкоголизма. Мы рассмотрим мнения авторитетных людей, которые сталкивались в реальности с этим явлением и его последствиями.
- Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Ссылка: http://www.pravoslavie.ru/answers/6394.htm
По поводу кодирования надо сказать вполне определенно. Метод кодирования совершенно противоречит христианской духовности. Заключается он в введении смыслового кода в сознание больного после предварительной психотерапии. Используется гипноз. Для избавления от этого страшного недуга на первом месте должна быть духовная помощь. Допустимы химиотерапевтические способы лечения.
2. Д.А. Авдеев. Православная психиатрия. Псевдолечение. Гипноз — темная сила
Ссылка: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/psychiatry/15.html
Популярность гипноза и иного целительства, связанного с его разновидностями, достигла в наши дни небывалого уровня. Факт, прямо скажем, очень настораживающий. Количество «эстрадных целителей» растет с каждым днем. Они пытаются предстать перед людьми как сверхличности, требуют веры лично себе (а не Богу), говорят о «свободе» и «духовности», превратно интерпретируя эти понятия. Большинство «эстрадников» не имеют никакого медицинского образования и демонстрируют зрелищные приемы гипнотизации в коммерческих и популистских целях. И поверьте, их совершенно не заботит душевное и телесное здоровье людей, которые посещают сеансы гипноза.
Но разговор пойдет не о псевдолекарях. Гипноз широко используется официальной медициной, специалистами-психотерапевтами. Этот грех был и на моей душе. Для тех врачей, кто еще не разобрался в темной силе гипноза и хочет проводить душеполезное лечение, пишутся эти строки.
Итак, гипноз. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах. Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. Наблюдаются симптоматическое улучшение самочувствия, редукция отдельных невротических нарушений и истерических стигм. Вот, пожалуй, и все.
Но несравненно больший ущерб наносится душе человека! Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют. Гипноз, в особенности глубокие его стадии, — это насилие над личностью. Сам Господь не начальствует над нами, ибо мы Его образ и подобие. Он терпеливо ждет нашего обращения, обильно изливая на нас Свою милость и щедроты. Так насколько оправданно лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек — величайшая тайна, и нам, грешным, просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божий являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни. В «Журнале Московской Патриархии» читаем о гипнозе как о явлении, «разрушающем дух человека». Гипноз назван «сознательным служением злу». Подчеркнуто, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (ЖМП. № 12. 1989. С. 45-46). Обращение к гипнотизерам строжайше запрещено для православных христиан.
Известны случаи тяжелых психических заболеваний у людей после сеансов колдунов, магов и, как это ни прискорбно сказать, врачей. Имена Тарасова, Кашпировского у многих на слуху. Во время выступлений прямо или косвенно ими используется гипнотическое воздействие. Приведу некоторые данные. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского». Мне приходилось видеть прямо-таки беснования некоторых пациентов после выступлений Кашпировского. Скажу откровенно, я не мог еще тогда поставить духовный «диагноз» происходившему, но весь ужас душа чувствовала явственно. Позднее пришло и понимание. Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, кто приводит их к подобной зависимости.
Исследованиями установлено, что между терапевтической эффективностью при лечении словом (психотерапия) и глубиной гипноза нет взаимосвязи. То есть гипноз для лечения больных попросту не нужен. В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.
Таким образом, православный врач раз и навсегда должен отказаться от этой темной силы и исключить гипноз из своего лечебного арсенала.
3. Иеромонах Иов (Гумеров)
Ссылка: http://www.pravoslavie.ru/answers/060609120536.htm
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).
С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.
Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.
Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10-11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели(Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское словоchabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение.Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).
4. О народных целителях. Священник Даниил СЫСОЕВ.
Ссылка: http://www.pravmir.ru/ne-nado-lezt-v-duxovnye-pomojki/
— Может быть, народные целители действительно используют неизвестные свойства растений? Или каждый народный целитель обязательно пользуется помощью бесов?
— Давайте определимся с терминологией. «Народный целитель» — это кто? Человек, который горчичники ставит по народному методу, ничего плохого не делает. Если человек делает травные сборы и этим ограничивается, здесь ничего плохого вообще нет. Но если он начинает шептать, наговаривать, т.е. ведет некую духовную работу, — значит, он связан с духами. А так как он ее ведет в противодействии Церкви — значит, это духи зла. Здесь очень четкая граница. В траволечении как таковом никакого зла нет, зло начинается вместе с духовными практиками. Иоанн Златоуст говорит, что даже если чародеи будут имена мучеников произносить, молитвы читать, — все равно беги от тех, кто пользуется «благотворными» бесами.
— В древней Церкви дар исцеления был весьма распространен. Может быть, и те, кто сейчас лечит с молитвой, обладают этим даром от Бога? Почему Церковь уверена, что это не так?
— Чтобы утверждать, что некий дар — от Бога, сперва надо обладать даром различения духов. Мы знаем, что есть духи разные, и есть принципы, по которым они различаются. Думать, что все духи хороши — это ошибка. Почему мы считаем, что именно Церковь обладает даром различения духов?
Это очень важно понимать читателям «Фомы». Согласно христианскому вероучению, Церковь — это не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная не на абстрактных умозаключениях, а на реальном опыте духовно-нравственной жизни. В Церкви таинственным образом живет Дух Святой, Церковь — это Тело Христово. Поэтому если Церковь говорит «Нельзя», это не прихоть и не ретроградство, а забота о духовной безопасности людей. Мы же не возмущаемся, если врач нам что-то запрещает. Почему? Потому что у него есть знание и опыт. Все это есть и у Церкви.
Исцеления в Церкви не прекратились, ежегодно происходят тысячи и тысячи случаев. Почему же мы уверены, что эти исцеления принципиально отличаются от тех, которые дают «народные целители»? В чем разница?
Есть принцип, сформулированный святым апостолом Иоанном Богословом: всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от антихриста (1 Ин., 4:3). То есть те целители, которые говорят: «я исцеляю», «я имею дар исцеления», «я являюсь посланником Бога», тем самым отвергают Христа. Они претендуют на некую мессианскую роль, они ставят себя наравне со Христом.
Никогда в Церкви не было принято исцелять своими силами, говорить, что «во мне есть дар исцеления». Апостолы Петр и Иоанн, когда они исцеляли хромого (известный случай, рассказанный в книге Деяний святых апостолов), говорили: «не думайте, что мы своей праведностью и своей силой достигли этого, но именем Иисуса Христа, Которого вы распяли…» И сегодня, когда православный священник совершает любое церковное таинство, он никогда не говорит, к примеру, «я крещу», «я венчаю» и т.д. Священник произносит: «венчается»… «крещается» – т.е. действие совершается Богом, а не священником. (Единственное исключение — разрешительная молитва на исповеди, когда священник говорит от первого лица. Но эта формулировка – западного происхождения.)
Главный признак истинного чудотворца — это, конечно же, смирение, понимание того, что все наши «достоинства» — это дар Божий. Посмотрите на нынешних целителей, на людей, которые утверждают, что они лечат молитвой, лечат своими силами и т.д. Они все горды до чрезвычайности. Мы многократно видели в нашем Центре людей, пострадавших от этих целителей, видели и самих экстрасенсов, они десятками приходят к нам. Мне пришлось помогать в воцерковлении более чем четырехсот человек, многие из которых занимались колдовством. Я не встречал среди них смиренных людей.
— В чем же именно состоит грех христианина, обращающегося за помощью к народным целителям? И в чем состоит грех самого целителя?
— Грех христианина в том, что он поступает вопреки заповеди Божией. Уже ветхозаветная книга Левит запрещает обращаться к магам, чародеям, обаятелям (Лев., 19:31, 20:27). А ведь «народные целители» именно так раньше и назывались. Точно так же и во Второзаконии (18:10-12) Бог говорит: «не обращайтесь к таковым, ибо мерзок перед Господом всякий делающий это».
А грех целителя в том, что он осознанно или неосознанно служит князю тьмы, дьяволу. Иногда это действительно бывает неосознанно. Ведь вначале дьявол притворяется добрым.
Многие экстрасенсы, с которыми нам приходилось общаться, сперва чувствовали, как в них входит некая сила. Им казалось, что сила добрая, хорошая. Но это сопровождалось повышением их самооценки: они начинали гордиться. Потом человек, общаясь с этой силой, отдавшись ей, начинал чувствовать, что за этим минутным добром скрывается настоящее зло. И тогда человек осознавал, что служит дьяволу. Одних это отрезвляло, а другие настолько были охвачены гордыней, что решали: «а мы все равно с ним будем сотрудничать». Или говорили: «а дьявол и Бог — это одно и то же». Естественно, нет никакого сотрудничества между Богом и дьяволом и нет ничего общего между светом и тьмой.
— О некоторых целителях говорят, что их благословили на эту деятельность известные духовники. Чаще всего называют старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это может быть правдой? Сталкивались ли лично Вы как священник с такими ситуациями? Если да, то как реагировали?
— По поводу старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: речь, как правило, идет об архимандрите Кирилле (Павлове), имя которого чаще всего в данной ситуации привлекают. Или просто ссылаются на безымянных «старцев». Так вот, это неправда. У отца Кирилла есть несколько проповедей против народных целителей, чародеев. Эти люди лгут. Поэтому нельзя доверять практически ни одному их слову.
Приходили ли ко мне за благословением? Да, ко мне обращались за благословением на занятия так называемой «народной медициной». Нередко это тоже начинается со лжи. Сначала «благословите меня заниматься траволечением». Ну, Церковь ничего против лечения травами не имеет. А вот дальше получался примерно такой диалог:
— И каким же образом вы будете лечить?
— Будем лечить травками. Но чтобы они лучше действовали, мы молитовку над ними прочитаем.
— А кто вам дал такое право: молитовки читать? И что это за «молитовки»?
— А на нас некие духовные силы нашли, ангел к нам пришел, или святой.
— А вы уверены, что он пришел от Бога?
— Да как Вы можете думать, что ко мне не святой пришел?!
Естественно, никакого благословения я таким людям не давал.
Мне неизвестны случаи, когда священники давали бы такие благословения.
— А если народный целитель, работая с пациентом, настаивает, чтобы тот ходил в храм, исповедовался, причащался — не свидетельствует ли это о том, что никакой бесовщины он не применяет?
— Не свидетельствует хотя бы уже по той причине, что он же при этом советует врать на исповеди. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с пациентами таких целителей. Они приходят на исповедь, чтобы потом причаститься, и священнику, естественно, видно, что это люди весьма необычные, с поврежденной психикой. И мне потом приходилось выяснять: «А почему Вы пришли?» Они обычно начинали отвираться. Очень заметно было, что они ничего не знают в Церкви, не понимают, зачем им нужно причащаться. А потом я узнавал, что они посланы целителями. Я спрашивал: «Почему же вы врете-то?» — «А нам сказал вот так тот, кто нас послал». Может ли человек «от Бога» требовать, чтобы перед лицом Божиим Богу лгали?
Почему же посылают? Почему часто экстрасенсы требуют, чтобы окрестили ребенка, над которым затем прочитают заговор? Зачем требуют, чтобы исповедовались, причащались? А дело все в том, что дьявол дает свою силу в обмен на максимальный грех. Дьяволу нет ничего приятнее, чем поглумиться над святыней. Если человек причастился Святых Христовых Тайн, а потом идет к служителю дьявола, на кого он становится похож? На Иуду Искариота, который причастился и пошел предавать Христа. Именно поэтому многие экстрасенсы и колдуны (причем даже те, кто себя прямо колдунами называют) отправляют людей причащаться. Это свидетельствует лишь о том, что они сознательно служат Врагу.
— Церковь благословляет человека пользоваться помощью официальной медицины, при всех ее очевидных недостатках. Чем же самая «вменяемая» бабушка-целительница для Церкви страшнее самого худшего врача из районной поликлиники?
— Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Например, не может благословить фетальную терапию* (СНОСКА: фетальная терапия использует органы и ткани человеческих эмбрионов, тем самым способствуя распространению абортов.), клонирование. Не благословляет гипноз, который давно используется в официальной медицине. Церковь никогда не благословит шарлатанства ни в каком виде, потому что это ложь, не имеющая никакого отношения ни к настоящей науке, ни к настоящей медицине.
Конечно, официальная медицина Церковью признается. С медициной, как и с наукой, у Церкви нет проблем — пока нет выхода за рамки своей компетенции. Проблемы начинаются, если медицина перестает заниматься собственно материальным миром, пытается фактически заменить собою Бога.
А любая бабушка-целительница, самая хорошая, — она общается с духовным миром. Она скажет: я наговорю молитовку. Тем самым она обращается к духовным реальностям. Но эти реальности, давным-давно осуждены Церковь. И потому эта бабушка, вольно или невольно, общается с падшими духами.
— На какие методы лечения христианин не должен идти ни в коем случае, даже при несомненной угрозе жизни?
— Любые методы, которые поощряют убийство. Например, фетальная терапия. Методы, которые связаны с призываниями нечистых духов. Например, если тебе предложат принести в жертву младенца, чтобы выздороветь, предложат искупаться в кровяной ванне, как императору Тиберию… На это нельзя идти никогда. Если тебе предложат пойти к колдуну, который тебя мгновенно вылечит, а иначе ты помрешь — идти на это нельзя. Даже если излечишь тело, ты погубишь свою душу. Как сказал Господь, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф., 16:26). Поэтому здесь граница очень простая. Там, где речь идет о душе, о нарушении Божиих заповедей, там человек должен остановиться, даже если есть угроза жизни.
Церковь никогда не поддержит никаких методов, будут ли они называться народной или официальной медициной, связанных со взломом человеческой личности. Это кодирование, используемое в современной психиатрии, гипноз… Мы не поддержим никаких призываний никаких духов, хотя бы они и назывались иначе: торсионными полями или как-то еще. Мы утверждаем, что сфера деятельности науки — это чисто материальный мир. Если она лезет за пределы этого мира, она превышает свои полномочия. И тогда она только навредит. Вот прямая граница.
— Что бы Вы посоветовали автору письма, и не только ему, но и вообще всем нецерковным людям, проявляющим интерес к нетрадиционной медицине?
— Напомнил бы старую поговорку: не зная броду, не суйся в воду. Духовный мир разделен на две части. На ту, что служит Богу, и ту, что с Богом враждует. Граница для невоцерковленных людей чаще всего кажется размытой. Но она есть, и очень жесткая. Те духи, что воюют против Бога, никогда не скажут правды. И лучше с ними не экспериментировать. Как маленькому мальчику говорят, чтобы он пальчики в розетку не совал, так и я бы посоветовал: не надо лезть туда, куда не знаешь. Ведь в духовном плане мы все – «маленькие мальчики». А чтобы узнать — сначала узнайте Бога, а потом уж узнайте Его врагов.
Некоторые говорят: ну как же, я же должен все знать, я должен все попробовать. Но когда человек залезает в духовную помойку, он обязательно измажется. Его разум будет отравлен ложными идеями, ложными духовными практиками.
В наш центр однажды пришел человек, который попал в совершенно жуткую секту, сатанинскую, а началось все с того, что его потянуло на помойке поднять книгу. При том, что он был крайне брезгливым человеком. А тут ему захотелось поднять книгу, это был учебник «черной магии». Он начал читать, втянулся — и стал магом. Духовные причины были, конечно, и до того, но пойман он был именно на любопытстве. И он дошел до такой бездны, что еле-еле спасся. Так вот, не надо экспериментировать. Не суйте пальцы в духовные розетки. Целее будете.
А вообще, случаев таких множество, и все они на одно лицо. Наш храм битком забит этими людьми. Схема стандартная: человек пошел «подлечиться». Есть такой тип людей, которые все время над своим здоровьем трясутся. И пошел такой человек «подлечиться» от каких-то проблем — беспокойства, бессонницы, т.е. обычных психических нарушений. И ему там говорят: «Нет, я никакой не колдун, я народный целитель, у меня все от Бога, вот иконки, свечки. Сейчас я тебя подлечу старым народным способом — свечкой повожу». И над ним поводили свечкой, почитали молитовку, дали ему выпить травочку. Потом приходит человек домой, а у него там всякие стуки начинаются, полтергейсты, квартира вдруг сама собой загорается… Потом у него маниакально-депрессивный психоз развивается, человек на всех бросается как крокодил. И если он потом приходит в храм Божий, то начинает на исповеди священника поучать: «А Вы неправильно, батюшка, о нем говорите, он очень хороший целитель, ну вот это он чуть-чуть неправильно сделал, а все остальное было у него хорошо». Увы, это тоже развитие болезни.
Но когда человек искренне покаялся в Церкви, полностью изменил образ своей жизни — все проходит. Потому что Господь гораздо сильнее, чем все эти целители, чародеи, ворожеи. И сколь бы глубоко ни погряз человек в этой темной трясине, у него до последнего мгновения жизни есть возможность вырваться. Было бы еще и желание
5. Кодирование от… (Автор: Калашникова Т. П.)
Ссылка: http://duhovnik.com/node/216
К сожалению, то духовное богатство, которым обладает Православная Церковь, оказалось невостребованным большинством современных психиатров и психологов. По выражению нашего современника, психотерапия оказалась в положении человека, сидящего на мешке с золотом и протягивающего руку за милостыней.
Православная Церковь рассматривая человека с духовной точки зрения, в единстве его бытия, начиная с сотворения его Богом, через грехопадение, смерть, воскресение и бессмертие, не ограничивается его временным пребыванием на земле в падшем состоянии осуждения и греха.
Большинство психотерапевтов рассматривает человека как продукт генетики и социальной среды, поэтому их методы учитывают лишь телесно-душевную организацию человека, игнорируя духовную. А саму религию рассматривают как некое терапевтическое средство, имеющее успокаивающий эффект.
Человек и мир в мировоззренческих схемах психотерапевтов рассматривается сквозь узкую щель своего ограниченного видения. Цель психотерапевтических сеансов и различного рода психотренингов – преуспеяние в мире сем, избегание боли, страданий, удовлетворение страстей, достижение комфорта.«Христианское понятие спасения подменяется материалистическим выживанием, грех – болезнью, а такое таинство, как исповедь, стало заменяться индивидуальной или групповой психотерапией. Происходит снижение моральных стандартов во имя избежания «стресса» и оправдание упадка личной ответственности «психологическими травмами» (Будзилович П. Н. «Область медицины или новая религия?»). Один из авторов Британской Энциклопедии в 70-х годах писал: «Бедная, бедная психология, сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание и теперь испытывает тревогу по поводу поведения.»
Д. Гриндер и Р. Бендлер, основоположники нейролингвистического программирования, пишут о том, что каждая концепция личности (а их в современной психологии около 20) по своей сути есть не что иное, как «психотеология» или «психорелигия.» Каждый из создателей очередного учения, концепции, теории считает единственно правильной свою точку зрения, отстаивает свои взгляды, стараясь переубедить своих оппонентов.
Такой неустойчивый мировоззренческий фундамент современной психотерапии порождает пеструю массу современных психотерапевтических методов. По замечанию В. Франкла, такая психотерапия окажется скорее симптомом массового невроза, нежели средством для его лечения.
Бурным потоком в психотерапию устремились психотехнологии, основанные на психорелигиозных культах, мистических учениях, магии и т. д. Продолжая считать себя науками, психология и психотерапия приобретают родство с парапсихологией и оккультизмом. Можно привести печальный пример программы обучения психотерапевтов одного из ВУЗов Санкт-Петербурга, где наряду с психодрамой, гештальт-терапией врачи на седьмой ступени обучения изучали приемы шаманов Дальнего Востока. Имеются примеры, когда сами психотерапевты, подвергнувшись такому психомистическому воздействию, теряли душевное и телесное здоровье.
Создаются целые психотерапевтические, так называемые нетрадиционные, институты, имеющие нередко международный статус; их курируют «ведущие специалисты» европейских стран. В литературе подчеркивается родство этих психотерапевтических институтов с теософским движением по 4 направлениям: в идеологии – учение о единстве всех религий; в задачах – раскрытие неких «резервных возможностей»; в псевдонаучной маскировке и в методах достижения целей – оккультные и гностические обряды.
Рациональная психотерапия, традиционная для отечественной медицины, сменяется различными приемами, связанными с измененным состоянием сознания.
Гипнотические методы становятся не только неотъемлемыми на приемах у психотерапевтов, но и активно используются в промышленной рекламе и политической пропаганде, начиная от подпороговых (эффект 25-го кадра) до таких, как постоянное повторение фраз (мантр) или отвлечение от рационального мышления призывами к наслаждениям.
Природу гипноза современная медицина объяснить до конца не может. Существуют некоторые гипотезы о его нейрофизиологической основе. Однако они не всегда убедительны. В процессе гипнотического сеанса деятельность мозга изменяется таким образом, что из всего внешнего мира не воспринимаются никакие раздражители (осязательные, звуковые, обонятельные, в том числе и болевые, но, как известно, боль тесно сопряжена с инстинктом самосохранения, боль свидетельствует о неблагополучии в организме или внешней опасности). Внешний мир сужается до голоса гипнотизера, его установок и т. д. Заложенная в таком состоянии программа поведения, как правило, реализуется. При этом над личностью совершается некое насилие, так как заложенные установки могут действовать против воли человека, заложенная информация обладает побуждением к действию. Но навязанное насильно, не согласованное с его внутренними ценностными ориентирами, нравственным строем души, подобное программирование часто является для человека противоестественным и может усилить глубинные противоречия личности.
Во время сеансов изменяются соматические, вегетативные и даже биохимические параметры организма, не всегда адекватные действующим раздражителям. Например, при внушении того, что пациент ест сладкие сочные фрукты, а при этом ему дается редька, в крови достоверно повышается концентрация глюкозы. Это входит в конфликт с законами физиологии. Реальная действительность подменяется иллюзорным восприятием. Таким образом, мы не можем только с позиций эмпирического опыта объяснить это явление. Объяснение выходит за его рамки. Несомненным является одно, что лишенный критического восприятия и воли пациент во время сеанса гипноза становится открытым воздействию демонического мира.
Прот. Григорий Дьяченко, рассматривая истоки суггестивных техник, в книге «Из области таинственного» писал: «В древности, в средние века, в прошлом столетии, гипнотизмом часто пользовались маги и колдуны.»Не случайно известный оккультист Папюс в книге по «Черной и белой магии» (М., 1991, кн.1, с. 19) приоткрывает занавес над оккультным значением гипноза как метода контроля над сознанием: «…здесь мы сталкиваемся впервые с чудесным динамическим символом идеи: делая внушение на срок, мы закладываем в импульсивный центр субъекта зерно некоего динамического существа, точный момент появления которого на свет мы определяем текстом внушения. Это динамическое существо будет в свое время действовать изнутри наружу, следовательно, оно – не чувство, ибо существенной особенностью чувства является действие снаружи внутрь. Это идея, которую воля гипнотизера одаряет специальным динамизмом и в виде зародыша вкладывает в импульсивное существо субъекта, чтобы она в определенный день активно проявила заключенную в ней энергию, приведя в действие соответствующий центр.» Это уже род одержимости.
Оккультисты и маги называют эти эфемерные динамические существа, создаваемые человеческой волей, – «элементарными существами или элементалами» (а по учению Православной Церкви – связью с бесами). В «Энциклопедии оккультизма» (М., 1992 г., том 2, стр. 99) прямо об этом говорится: «Постановка пациента в непосредственное общение с мировым Бафометом достигается рядом чисто гипнотических приемов.»
Многие «целители» используют «гипнотизацию без врача,» когда влияние на человека оказывает не психотерапевт, а его фотографии, письма, магнитофонные записи его голоса. Гипнотизера нет, а гипноз есть. Кто же влияет на человека? Безусловно, та страшная сила, главная задача которой – погибель человеческой души.
Таким образом, вопрос о целесообразности использования гипнотических техник, даже с «лечебной» целью, для православного христианина исключается.
Кроме того, исследованиями установлено, что между эффективностью при терапии словом и гипнозом нет абсолютно никакой взаимосвязи, т. е. в нем нет какой-либо особой необходимости при лечении пациента.
В специальной литературе в последние годы появились публикации, свидетельствующие о дезорганизации психической деятельности после частого воздействия глубоким гипнозом. Однако социологические опросы показали, что в целебные свойства гипноза верят 63–89 процентов населения.
Достаточно популярным стал метод кодирования по методу Довженко и его вариации. Кодируют от всего: алкоголизма, табакокурения, ожирения, сексуальных нарушений. Гарантируется удивительный эффект – положительные результаты у 96% подвергшихся кодированию. Поражают магические свойства кода: его можно наложить и, по желанию, снять, он действует практически безотказно.
При этом воля пациента становится помехой при кодировании. Психотерапевт добивается полного расслабления пациента, сочетающегося с повышением уровня восприятия.
Подавлению воли служит и культ личности врача, его высокий авторитет в глазах пациента. Этому способствует психологически тонко проводимая самореклама. Таким образом, чем безвольней пациент, тем устойчивей и поразительнее эффект кодирования.
Видимо, этим и объясняется тот парадокс, что более значимый эффект от кодирования прослеживается в более тяжелых формах болезни, чем при ее легких вариантах. Свободная воля страждущего не помогает, а мешает гипнотизеру. Во время сеанса реализуется формула: «Не твоя воля (больного), а моя (психотерапевта) воля избавляет тебя от болезни.» Нередко до сеанса пациентам вводятся психотропные препараты, способствующие расслаблению. До сеансов кодирования от полноты предлагается три дня полного голода и бессонная ночь накануне «лечения.» Это существенным образом изменяет физиологическое состояние организма до сеансов кодирования.
Ужасает почти безграничная власть врача над пациентом. Во время самого кодирования организм испытывает сильнейший стресс. Изменяются физиологические параметры: температура тела, частота пульса и дыхания, артериальное давление. Имеются сведения о развитии на сеансе судорожных припадков, о субъективном ухудшении состояния, глубоких депрессиях после «лечения,» поражениях опорно-двигательного аппарата (журнал «Вестник гипнологии и психотерапии,» 1991, N1). При «закладывании ключа» может развиться ретроградная амнезия (временная утрата памяти).
Формула внушения заканчивается прямыми угрозами. Нарушение кода чревато «трагическими последствиями: полным параличем рук, ног, языка; отеком мозга, легких, полной слепотой, судорогами, смертью» («Смена,» 1993, N155-156). Отныне закодированный чувствует страх, постоянную угрозу своей жизни со стороны кода.
Масштабы кодирования впечатляют. За последние несколько лет основатель метода А. В. Довженко «исцелил» 100000 человек. Анонимность кодирования позволяет скрыть подлинные результаты.
С позиций Православия в целительстве всему имеется свое законное место: и мудрости врачевателя, смиренно знающего свое земное служение, и полноте Божией благодатной исцеляющей силы. При лечении гипнозом, кодированием психотерапевт становится на место Божие: своей силой и своей энергией он воздействует на человеческое естество. Гипноз осудил Журнал Московской Патриархии, как явление, «разрушающее дух человека,» назвал его «сознательным служением злу,» указал, что в гипнозе «используются темные силы духовного мира» (ЖМП, 1989, N12, с. 45-46). Таким образом, гипноз в Православной терминологии можно назвать одним из видов колдовства и чародейства, приравнять его к магии. Святая Церковь не разделяет гипноз на «плохой» и «хороший,» но считает, что всякое вторжение в подсознание человека опасно и потенциально ставит его под воздействие потусторонних духов, которые стараются туда проникнуть. При кодированных исцелениях, энергия грехом поврежденной человеческой воли сочетаясь с бесовской энергией, производит ложное «чудо исцеления.» Журнал Московской Патриархии с тревогой сообщает: «Не может не вызвать самого серьезного беспокойства тот факт, что десятки миллионов наших соотечественников открывают себя для совершенно неизвестного им воздействия. Дальнейшие последствия таких воздействий – биороботы и психологически закодированные народы.»
Несомненно, что наркомания, пьянство, распутство, курение, необузданное чревоугодие являются греховными пороками. Они – результат расслабления воли, потому и борьба с ними должна быть сознательной, основанной на свободном выборе личности при соединении собственных усилий с укрепляющей благодатью Святого Духа. Примером может стать созданное протоиереем А. Рождественским в Санкт-Петербурге в 1898 году православное братство. Алкоголизм там искоренялся в целеустремленной церковной жизни: домашней молитвой, усердным посещением богослужений братской церкви, покаянием на исповеди, причастием Святых Христовых Тайн, а в качестве особых мер использовалось принесение обетов перед св. крестом и Евангелием, служение молебнов об исцелении пьющих.
Возникает вопрос: почему различные формы медитаций, гипноза, трансовых состояний последние годы так широко входят в повседневную жизнь людей, в практику медицинской науки? На это отвечает Священное Писание: «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:10-11). Иными словами, отвернувшись от Божественной помощи, люди стали получать эту «помощь» от духов лжи (демонов), которые обольщают их ложными надеждами.
Последствия этих «услуг» самые разрушительные. На основании исследований и клинических наблюдений врачи выделяют синдромы так называемой «оккультной болезни» – итог насильственного вмешательства в деятельность организма:
• страхи, депрессивные состояния, ощущение открытости своего внутреннего мира, возможны слуховые и зрительные галлюцинации;
• иммунологические нарушения с повышением числа онкологических заболеваний;
• социальная дезадаптация, распад семей, повышенная конфликтность, самоубийства.
Еще одним следствием массового увлечения трансовыми состояниями является повышение гипнотической внушаемости населения. Как быстро в обществе подхватывают всякие модные учения, люди доверяют различным астрологическим предсказаниям, верят восточным учениям, доверяют себя водительству лидеров культов и всяких суперличностей. Это указывает на симптом формирования безвольного, управляемого общества. Примером могут служить быстрые психические модификации целых народов под влиянием лидеров типа Гитлера и Сталина (иеромонах Анатолий /Берестов/, «Число зверя»).
В наше время такие структуры уже появляются в России в виде тоталитарных сект. Примечательно, что ученый, далекий от христианского мироощущения, основатель неофрейдизма Э. Фромм также подчеркивал, что специфический результат воздействия суггестивных методов состоит в том, что они создают атмосферу полузабытья, это «наступление на разум и чувство реальности.»
Гипнотические методы, используемые, например, в рекламе, «представляют угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости» (Э. Фромм, «Иметь или быть»).
Таким образом, бездумное заигрывание с популярными ныне психо-воздействующими методами лечения и улучшения здоровья могут привести к губительным общественным результатам, превосходящим по масштабам экологическую катастрофу.
6. Кодирование. Православная Церковь об оккультизме. Дороги, ведущие в ад.
Ссылка: http://www.library.pravpiter.ru/book_3/9.htm
Об опасности «духовных» исцелений наша Церковь уже неоднократно предупреждала. Мы же хотим остановиться на «исцелениях» методом кодирования, которое как-то незаметно, в отличие от шумихи с сеансами экстрасенсов, вошло в нашу жизнь.
Печатная и радиореклама постоянно приглашает к многочисленным кодировщикам за исцелением от таких тяжких недугов, как алкоголизм, токсикомания, ожирение… Осуществляют кодирование, взимая за это немалые деньги, люди с совершенно разной духовной ориентацией, их нравственный облик никого не интересует. Характерно, что публикации в печати, рекламирующие кодирование, так же, как публичные выступления кодировщиков, никогда не раскрывают механизма «исцеления».
Сутью же этого метода является оккультное воздействие на психику пациента через сконцентрированную энергию «кодировщика». Кодирование, как и прочие магические воздействия, непременным условием ставит открытость, пассивное внимание и безусловное доверие «целителю».
«Вы куплены дорогою ценою (ценой крови Христа-Спасителя), — говорит Апостол Павел, — не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). А именно этого Духовного рабства требует кодировщик. Христос дает человеку свободу: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Диавол через своих служителей всегда ведет к порабощению.
Характерно безстыдное самохвальство «психоцелителей». Традиционная медицина сознает ограниченность своих методов и предупреждает о всегда, сопутствующих побочных отрицательных эффектах, иногда очень значительных. Кодировщик же «излечивает» разнообразные, тяжелейшие патологические состояния якобы без всякого вредного последствия При том, что воздействие идет через оскверненную грехом душу «целителя»…
За освобождение человека от рабства греху Христос заплатил цену Своих страданий и смерти. Какую же цену — кроме рублей — платит пациент за освобождение от многолетних привычек к алкоголю, табаку, обжорству? Внешне — никакой. Один совершенно безболезненный сеанс — и ты свободен. Возможно ли такое на самом деле? По своему действию кодирование подобно хирургической операции лоботомии рассечению полушарий головного мозга. При этом снимается очаг возбуждения у агрессивных психических больных, но безвозвратно губятся высшие способности человека — тонкость интеллекта, эмоций, творческие возможности. Кодирование — духовная лоботомия, но человеку, чуждому благодатной церковной жизни, ощутить это практически невозможно.
Для современного человека, воспитанного в материалистической идеологии, весьма трудно разобраться с хлынувшими на него явлениями духовного мира, еще недавно признававшимися несуществующими, выдумками человеческого невежества. Надо помнить: действия Божественные, силой Святаго Духа, происходят только в Православной Церкви. Совершаются они через тех, кто по воле Божией несет тяжкий крест истинного дара исцеления, тех, кто подготовлен к нему долголетним подвигом православной аскезы и достиг смирения Христова. Если о таких людях говорили, что ими совершено то или иное чудо, то они всегда указывали на ошибку такого взгляда: исцеляет Дух Святый, посланный в наш мир по благословению Бога Отца Господом Иисусом Христом. Действует Дух Святый через Своих избранников: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36).
Церковь в своей практике с большой осторожностью следит за тем, чтобы эти святые действия не подменялись развитием и действием падшего человеческого духа. Если в подвизавшемся монахе быстро начали проявляться необычные свойства — прозорливость, дар исцеления, — ему предлагалось изменить род подвига и молиться об отнятии этих способностей как могущих развить в неокрепшей душе самый убийственный грех — духовную гордость.
Один из великих старцев, обладавших даром (истинным!) исцелений, стал замечать в себе действие тщеславия. Понимая опасность этой страсти, он стал молить Бога о том, чтобы Он послал на подвижника беснование. Господь исполнил его просьбу: старец стал одержим бесом в столь сильной мере, что пожирал собственные испражнения. И слепотствующие духом многочисленные поклонники, чье внимание соблазняло старца, решили, что они ошиблись, что старец этот не угоден Богу, и удалились от него. После того, как через такое страшное добровольное искушение дух старца еще более окреп во смирении, — бес отошел от него, и он после преуспел еще в большую меру.
Такое ли отношение к себе, к Богу видим мы у «духовных целителей», большая часть которых или то есть прямые неверующие, или оккультисты, служители сатаны?
Благодать Божия может освящать пассивное вещество — особенно после пришествия во плоти Бога Слова, освятившего его. Это мы видим на примере святых икон, святой воды, святого мира — через которые в Церкви совершается множество исцелений. Господь совершил величайшее чудо исцеления слепорожденного посредством самой низменной вещи — грязи, замешанной со слюной. Его Божественная природа сделала это «брение» исцеляющим.
Но духовная природа — нравственно активна, и невозможно действие Святаго Духа через зараженное грехом духовное существо — будь то демон или душа нераскаявшегося грешника. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 14—15).
И экстрасенсы, и гипнотизеры, и частный их вид — кодировщики разрушают своими оккультными методами защитную систему человеческой души, охраняющую ее от темного бесовского мира, который окружает нас. Происходит это через концентрацию внимания пациента на личности «целителя», через которого как через медиума происходит демоническое воздействие.
Под видом сеанса кодирования совершается идолослужение, где роль идола — медиума с демоническим миром — играет кодировщик. Ему человек, подготовленный предварительной психологической обработкой, отдает то, что составляет стержень нашего существования — внутреннее глубинное внимание. Не случайно Святые Отцы учат, что основа всех грехов — рассеянность, рассеяние внимания. Оно должно быть направлено в глубь нашего сердца, прислушиваться — внимать голосу Божию, через совесть звучащему в нас. А вместо этого направляется на внешнее, зараженное грехом творение.
Сторонники «экстрасенсорного воздействия» ссылаются на то, что словом можно исцелить и убить, но и поддержать человека в обыденной жизни. Так почему же «доброе» словесное воздействие не культивировать — и использовать на благую помощь в освобождении от болезней душевных?
Они ссылаются даже на Священное Писание: мол, Христос говорил, что «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 18). А где в Церкви можно это увидеть? — а вот мы, экстрасенсы, возлагаем — и исцеляем, как Христос сказал.
На первый тезис надо ответить, что в обыденной жизни человек — существо, пронизанное грехом, и слово свое употребляет греховно. Да, мы на каждом шагу видим, как один человек через слово порабощает другого, навязывает свою волю, внушает свои представления. Но это-то разлитое, рассеянное в обычной жизни обычных людей воздействие и является основой того, что в концентрированном виде становится явной магией.
Что же касается ссылок на Писание, то здесь служители отца лжи и демагогии и поступают как демагоги. Выдирают отдельные слова для оправдания своего плотского умствования, противного церковному пониманию. Действительно, в Евангелии мы многократно читаем, как Христос исцелял возложением Рук — но это были истинные, Божественные исцеления, потому что они были основаны на вере в Него как Сына Божия, основаны на покаянии. Их Христос и поныне подает в Своем Святом Теле — Церкви.
В Св. Таинстве соборования священник, носящий образ Христа, возлагает Св. Евангелие на главу болящего, говоря, что не он, грешный и недостойный, но Сам Христос возлагает Свою всесильную руку, которая во Святом Евангелии, и подает исцеление в прощении грехов. Подает в той мере, которая полезна для души страждущего.
Слова же о исцелении возложением рук — вырваны из контекста, в котором говорится о видимых знамениях, сопровождавших покаяние и обращение ко Христу до проповеди Апостолов.
Господь по снисхождению к немощи человеческого неверия даровал Апостолам являть такие внешние знаки силы Божией. И действительно, Апостолы святые исцеляли внешние, телесные болезни, чтобы привлечь людей ко Христу — истинному Врачу душ и телес. Чтобы через телесное исцеление пробудилась в человеческом сердце благодатная всеспасающая вера в Господа Иисуса Христа.
«Не сотвори себе химеру. Исцеления истинные и ложные» СПб., 1993.